Вдохновившись статьей Земцовой И.В. (заведующей кафедрой декоративно-прикладного искусства института культуры и искусства Сыктывкарского государственного университета им. П. Сорокина) "Коми кукла-скрутка: локальные особенности" мы остановились на исследовании традиционной тряпичной куклы-скрутки коми-ижемцев.
Актуальность
Кукла – неизменный спутник человека с древнейших времён до наших дней, первая среди игрушек. Но куклы были не просто игрушками, через них передавали из поколения в поколение систему ценностей народной культуры. С древности игры и игрушки учили детей труду и правилам поведения. Через игры и игрушки мальчики и девочки открывали для себя мир и ценности своего народа. Кроме того, они служили отличным средством отдыха и развлечения.
В продолжение изучения праздничного женского костюма ижемцев, а так же в рамках выполнения творческое задание XVI международного фестиваля «Рождественская мечта» Благотворительного фонда МИССИЯ, нами была поставлена задача,узнать об истории возникновения и характерных особенностях ижемских тряпичных кукол скруток и дополнить образ куклы праздничным женским ижемским костюмом. В связи с этим, целью нашей исследовательской работы является:приобщение к народной культуре коми – ижемцев через ознакомление с традиционной тряпичной куклой.
Задачи:
- познакомиться с историей возникновения и характерными особенностями тряпичной куклы-скрутки.
- изучить технологию изготовления тряпичной куклы-скрутки;
- научиться самим изготавливать куклы-скрутки;
- изучить историю, выделить особенность, рассмотреть процесс и технику изготовления ижемского праздничного женского костюма.
Предмет исследования: тряпичная кукла – скрутка коми–ижемцев в образе ижемского женского праздничного костюма
Объект исследования - традиционная тряпичная кукла-скрутка.
Методы исследования:
-изучение литературы;
-систематизация полученной информации;
- практическое изготовление изделия.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза:
Гипотеза: изучая и развивая народные традиции, мы сохраняем связь между поколениями и приобщаемся к народной культуре.
Заключение.
Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменная его спутница. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Кукла - посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых — это единственная возможность вернуться в мир детства. Куклы нас развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.
Изучая тему ижемских кукол-скруток и национального костюма, мы пришли к выводу: чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких, они не только получали первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их,знать историю, культуру, традиции своего народа.
Наследие ижемцев несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу, компоненты. Знакомство с народной культурой является наиболее простым и мощным средством духовного развития, способствуя возрождению генетической и культурной памяти человека. Самобытность северных коми выражена в различных сторонах жизнедеятельности и определяется традицией, в том числе и в костюме.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: изучая и развивая народные традиции, мы сохраняем связь между поколениями и приобщаемся к народной культуре.Актуально высказывание этнопедагога Г.Н.Волковой: «Без памяти - нет традиции, без традиции - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа (нации, этноса).»
|