Занятие
воспитателя государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом № 1» г. Сыктывкара
Рассыхаевой Ларисы Валентиновны
по теме: «Пасы – родовые знаки»
Проблема: дети, находящиеся в детском доме теряют семейные связи, не знают своих корней
Актуальность: данное занятие не решит сразу все проблемы, но оно является одним звеном в системе работы над сохранением семейных традиций, социализацией воспитанников.
Возраст: 11-12 лет
Занятие: «Пасы – родовые знаки»
Цель: способствовать формированию семейных ценностей через знакомство с традициями коми семьи
Задачи:
- Приобщать детей к культурным традициям коми народа
- Расширить знания о понятии «пасы»
- Закрепить знания элементов геометрического орнамента
- Продолжить формирование умения работать в группе
Планируемый педагогический результат:
- Усвоение понятий «пас», «родовой знак»
- Умение употреблять в деятельности эти понятия
- Интерес к культурным ценностям коми народа
- Понимание ценностей семейных связей
- Доказать авторство и значимость своей идеи
Этап
|
Деятельность педагога
|
Деятельность воспитанника
|
I этап
(организационный момент – включение в деятельность через интерес к проблеме)
|
- Ребята, совсем недавно я была в гостях у своего дяди. Он бывалый охотник и рыбак. В его доме много интересных вещей, в том числе оружие. Мой дядя коллекционирует охотничьи ножи, которые изготавливает сам. Он с большим удовольствием рассказывал мне о каждом экземпляре. Мое внимание привлек один из них. Среднего размера, с изогнутым лезвием и очень интересной рукояткой. Рукоятка была интересна тем, что на ее желтом отлакированном фоне был четко прорисован какой-то непонятный мне знак. Такой же знак я обнаружила на его охотничьей сумке
|
|
II этап
(фиксация затруднений)
|
- Скажите, ребята, что это могли быть за знаки?
- Верно! Как я позже узнала, этим знаком оказался пас. Слово пас означает знак, клеймо.
- Затем я задалась вопросом: «Зачем моему дяде нужны эти знаки?». Сами по себе они не представляли ничего интересного – четыре пересекающихся черточки в виде ромба с точкой внутри.
- Ребята, как вы считаете, для чего они нужны моему дяде?
- Скажите, а где они еще могут использоваться?
- Действительно, такими знаками клеймили «все свое» и народы России, в том числе и финно-угорские. У каждого народа он именовался по своему: у удмуртов – пус, манси – катпас, коми-зырян – рÖ двуж пас.
|
узор, рисунок, орнамент, пас
личная вещь, собственность
на оружии, участках земли, животных
|
III этап
(основная часть занятия)
|
- Вы знаете, ребята, благодаря моему дяде я заинтересовалась этой темой и решила заглянуть в интернет, узнать какая информация имеется о пасах. Вот что писал об этом известный этнограф (ученый, занимающийся изучением истории и культуры разных народов): «…Эти знаки особенно большую роль играли на русском севере. Клейма или меты употреблялись, то, как знак собственности, то, как торговые, межевые, или просто личные знаки. Ими «пятнали» скот, отмечались деревья в связи с пчеловодством, смолокурением, охотой и лесным промыслом. Знаки ставились при сплаве леса и дров по северным рекам. Они употреблялись при разделе покосов» Так же пас изображали на бревнах изб, на изгороди, на веслах, на ловушках. А вот, что вспоминают жители села Нившера Корткеросского района, мы узнаем из сообщений, которые вы нам прочтете.
|
|
|
- Готовясь, к сегодняшнему занятию, я побывала в Национальном музее и составила для вас видеоряд.
Показ видеоряда
|
Сообщения детей:
- По словам Подоровой Анны Демьяновны, родовые знаки ставились на межевых столбах сенокосных угодий, лесных путин, охотничьих троп, на поленницах в лесу, лесных домиках.
- Жижева Ефросинья Васильевна отметила, что пасы ставились на прялках и швейках. Они показывали принадлежность, украшали орудие труда и оберегали хозяйку.
- Михайлова Анна Андреевна рассказала, что знак вырезали и на могильном кресте: «Дед умер – вырезали «обратную единицу», бабушка умерла – тоже «обратную единицу». Об этом же говорила и Михайлова Елена Григорьевна. Ее бабушка умерла в тяжелые послевоенные годы, ее похоронили на кладбище, и, чтобы не потерять могилу, сделали засечку родового знака на сосне, а крест поставили через несколько лет.
- Кузнецова Александра Ивановна вспоминает, как ее мама «отмечала» скот, в частности, овец, перед тем, как отпустить их на летний выпас. Большими ножницами (шыран) Габова Федосья Алексеевна делала три надреза: два длинных и один на половину короче, припудривая золой кровоточащие ранки. У ребенка это вызывало жалость и недоумение: почему нельзя обойтись одним надрезом. Завязывая на шее овцы зеленую шерстяную нить, мама объяснила, что это «ыж пас» (овечий пас). Целое лето овцы большим стадом будут пастись на воле, а придет время – этот знак и нитка на шее помогут определить своих овец среди подросших за лето животных.
|
IY этап
(работа в парах)
|
- Итак, ребята, эти слайды тоже несут много ценной информации. Сейчас вы попробуете себя в качестве исследователей. Будете самостоятельно изучать, проанализируете и попробуете сделать вывод – какая важная информация дана на этих кадрах? Для этого вам необходимо разбиться на пары. Внимательно рассмотрите каждый слайд и делайте пометки.
- Таким образом, мы увидели, что пасы: во-первых, это знак родовой принадлежности, во-вторых, оберег, в третьих, декоративный элемент.
- Вы увидели, что пасы можно изучать даже на прялках. Прялки были в каждом доме, в каждой семье их расписывали по – своему. Главным назначением рисунков и пасов было защитить семью от злых духов и нечистой силы, передать историю и дух своего семейного рода. Пасы – календари, экспонаты Коми Национального музея, известны с XII века. На каждом ребре зарубки по числу дней. На всех гранях множество пасов. Пасами отмечены личные родовые памятные даты владельца.
Показ табло с коми азбукой.
- Обратите внимание на это табло. Как вы думаете почему я его принесла?
- Это коми азбука, которую составил Стефан Пермский.
- Действительно, она составлена на основе пасов. Предположите, почему пасы состоят из четких линий, в них нет плавных, округлых линий?
- Ребята, сравните пасы с элементами коми орнамента, который мы можем увидеть на одежде, обуви, предметах обихода. Что общего между ними?
Показ элементов орнамента
- Мы можем проследить путь развития паса: он утрачивает свою функцию родового знака, становясь оберегом, становится элементом орнамента. Возможно, пас ушел из нашей жизни как знак, пусть же возродится он как символ семьи, рода. Я предлагаю вам, ребята, придумать, нарисовать и объяснить пас своей семьи. Эта работа поможет нам в дальнейшем, в участии в творческом конкурсе, который называется «Рушники. Обрядовые полотенца», который даст нам право на участие в YIII Международном фестивале «Рождественская мечта» 2013 года. Возможно именно вашими пасами, как элементами орнамента, будет вышито полотенце, которое вы повезете на вотчину Деда Мороза.
|
Работа в парах (ребята исследуют слайды, анализируют и делают вывод)
азбука схожа по написанию с коми пасами
охотники вырубали топором, либо вырезали ножом эти знаки
используются прямые геометрические линии
|
Y этап
(самостоятельная работа)
|
|
Идет творческая работа. Дети разрабатывают свой личный пас. Каждый озвучивает свои мысли, контролирует себя, выставляет на всеобщее обсуждение, оценивает сам себя.
|
YI этап
Итог
|
- Нам сегодня удалось разобраться в том, что такое пасы, как они выглядят, какую роль играют в жизни коми народа. А самое главное вы побывали в роли дизайнеров для своей семьи – придумали свой пас.
- Скажите, как вы можете использовать эти знаки сейчас, в наше время?
А завтра нас ждет увлекательная экскурсия в отдел этнографии Национального музея. Нам расскажут о видах, применении и значении орнамента обрядовых полотенец коми. Спасибо!
|
- Можно использовать пас в основе семейного герба, украшая предметы домашнего обихода
|
|